Физкультурно-оздоровительное
2.5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель:
Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, вырабатывание у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; гармоничное физическое развитие.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
• Развитие физических качеств, таких как координация и гибкость;
• Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
• Правильное выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• Овладение подвижными играми с правилами;
• Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• Становление ценностей здорового образа жизни;
• Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Направления образовательной области «Физическое развитие»:
1/ Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2/ Физическая культура.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» в программе «От рождения до школы»:
1/ Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
2/ Физическая культура
- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Принципы образовательной области «Физическое развитие»:
1/ Научно – методические принципы:
- принцип первенства физической (двигательной) активности
- принцип своевременного начала физического воспитания
- принцип целеполагания
- игровой принцип
- принцип интеграции
- психосоматический принцип
- принцип дозированной помощи
- принцип возрастающей независимости (эмансипации) от взрослых и самостоятельности в творческом решении
2/ Дидактические принципы:
- систематичность и последовательность
- развивающее обучение
- доступность
- воспитывающее обучение
- учет индивидуальных и возрастных особенностей
- сознательность и активность ребенка \
- наглядность
3/ Специальные принципы:
- непрерывность
- последовательность наращивания тренирующих воздействий
- цикличность
4/ Гигиенические принципы:
- сбалансированность нагрузок
- рациональность чередования деятельности и отдыха
- возрастная адекватность
- оздоровительная направленность всего образовательного процесса
- осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания
Средства образовательной области «Физическое развитие»:
1. Физические упражнения
Основу системы по физическому развитию детей составляют различные основные двигательные режимы:
- «лежачий» двигательный режим;
- ползательный двигательный режим;
- «сидячий» двигательный режим;
- «стоячий» двигательный режим;
- «ходьбовый» двигательный режим;
- лазательный двигательный режим;
- беговой двигательный режим;
- прыжковый двигательный режим.
- Использование природных факторов
К естественным силам природы, которые можно использовать в физическом воспитании дошкольников, солнце, воздух, вода.
3.Гигиенические факторы
К гигиеническим факторам для детей в дошкольном образовательном учреждении принято относить:
- мероприятия по личной гигиене;
- мероприятия по гигиене быта;
- мероприятия по гигиене занятия;
- мероприятия по гигиене отдыха (восстановления);
- мероприятия по гигиене сна;
- мероприятия по гигиене питания;
- мероприятия по гигиене трудовой деятельности;
- мероприятия по гигиене психики.